Дмитрий Панкин подчеркнул, что решение о выделении транша принимает Совет фонда, а Евразийский банк развития выступает только оператором в этом процессе. При этом он напомнил, что задержка с предоставлением Беларуси шестого транша объемом 440 млн. долларов из кредита фонда объемом 3 млрд. долларов вызвана тем, что Беларусь не выполнила 10 из 14 показателей стабилизационной программы, в том числе 5 контрольных.
Кроме того, есть и другая проблема, связанная с тем, что Беларусь уже выбрала свой страновой лимит кредитования за счет средств фонда, равный 2,8 млрд. долларов. В частности, банк финансировал строительство прокатного стана на Белорусском металлургическом заводе в объеме 171 млн. долларов, а также строительство Полоцкой ГЭС на 100 млн. долларов.
Новый глава Евразийского банка развития, вступивший в свою должность 18 февраля текущего года, выступил за пересмотр старой стратегии банка.
– В нынешней стратегии перечислено буквально все: малый бизнес, развитие высоких технологий, инфраструктура, банковский сектор. Чего там только нет! Но нам предстоит выяснить приоритеты, что больше всего интересует учредителей, – сообщил Дмитрий Панкин. Но спешить он не собирается, и корректировки в стратегию банка будут подготовлены только к концу 2015 года.
Как считает топ-менеджер, банк должен в большей степени работать на инфраструктурных проектах в сфере энергетики, транспорта и т.д.
В частности, по его словам, ЕАБР сильно вовлечен в проекты, связанные с железнодорожным транспортом своих государств-участников, но речь идет в первую очередь о транспортном машиностроении. В этой связи он упомянул участие Банка в строительстве Тихвинского и Осиповичского вагоностроительных заводов в России и Беларуси, соответственно.
– Однако Банк должен шире участвовать в строительстве железных дорог в России и других странах, – отметил он. – Именно в этом заключается специфика его проектной работы как международного банка развития.
Скорее всего, вопрос о шестом транше, а также об открытии новой кредитной линии для Беларуси будет одним из главных на скорой (3 марта) встрече президентов Беларуси и России Александра Лукашенко и Владимира Путина, которая пройдет в рамках заседания Высшего Государственного совета Союзного государства.
– У нас было и сейчас есть более свободное время, чтобы подготовить повестку дня и вернуться к обсуждению очень острых и важных вопросов, которые нам надо сегодня решать в экономике, политике, дипломатии вместе с Россией, – сказал Александр Лукашенко о предстоящем саммите в ходе встречи с госсекретарем СГ Григорием Рапотой.
Некоторые белорусские эксперты поспешили сделать предположение, что таким образом (отсрочкой выделения последнего транша и туманом вокруг нового кредита) Кремль решил поиграть на нервах белорусского лидера. Дескать, будет сговорчивее.
Однако не все разделяют такую точку зрения.
– Какой шантаж Александра Григорьевича может быть после цветов для Меркель и кофе для Путина? – задает вопрос руководитель Аналитического центра “Стратегия” Леонид Заико. – Сейчас Лукашенко для Москвы неприятный, но хозяин в своем доме, который гостеприимно предоставил для переговоров “минскую площадку”.