Владимир Зеленский во время своего визита в Италию высказался о своем отношении к Беларуси и всему, что там происходит.
В эфире итальянского телеканала Rai 1 13 мая Зеленский сообщил, что «Беларусь — это не Россия» и что белорусский народ продолжает борьбу за свою свободу и ценности.
«Я не считаю, что Беларусь — это Россия, хотя Россия и делает все возможное, чтобы сделать Беларусь своей частью и управлять ее Вооруженными силами. Но более 70% белорусов выступает против России и ее войны против нас. В Беларуси тоже идет своеобразная война и белорусский народ, несмотря на пропаганду и испытания, продолжает бороться. Белорусы все еще бьются за свою свободу и ценности», — заявил Зеленский.
По его словам, белорусы хоть и не понесли военных потерь, но также теряют людей и прекрасно понимают, что после Украины они могут стать следующей военной жертвой России.
Зеленский уверен, что белорусское общество защитит свою свободу выбора и независимость.
Что Зеленский говорил раньше?
Напомним, что еще в самом начале войны Зеленский обращался к белорусскому народу в день так называемого «референдума об изменении Конституции Беларуси» с призывом «сделать правильный выбор и не быть вместе с агрессором».
Но после «референдума», который ожидаемо прошел репрессивно и не учитывал мнения белорусского народа, украинское руководство стало придерживаться нарратива, что белорусы якобы смирились со своей судьбой и не являются чем-то субъектным.
Самым ярким проявлением подобной мысли были слова Зеленского в марте прошлого года.
«Если мы можем закончить войну, а Александр Григорьевич будет чувствовать от этого, что он снова в доме хозяин — да на здоровье. Мне, честно говоря, все равно. Это вообще выбор белорусов, а точно не наш», — сказал тогда президент Украины.
Этот нарратив особенно укрепился после того, как украинская армия сумела освободить северную часть своей страны от российской оккупации и восстановить контроль над границей с Беларусью. Официальный Киев стремился не допустить повторного вторжения россиян с территории Беларуси и поэтому старался не провоцировать Лукашенко, вбивая клин между ним и Кремлем.
В эту тактика входило и намеренное избегание официальных контактов с белорусскими демократическими силами и Светланой Тихановской в частности. Украинское руководство объясняло это игнорирование тем, что белорусы «не слишком активны в своем желании публично противостоять режимам Лукашенко и Путина». Лукашенко же, в свою очередь, Киев демонстративно хвалил за его отказ участвовать в войне напрямую.
Но все начало меняться после успешной диверсии в Мачулищах, когда белорусы смогли повредить российский суперценный самолет А-50, который координировал российские ракетные атаки из Беларуси по территории Украины. Тогда в Киеве впервые начали отмечать отдельную и важную роль «белорусских партизан».
Смелости в белорусском вопросе украинцам, предположительно, также добавили большие военные поставки Запада и многочисленные неудачи России на фронте. Украина стала более уверенной в своей победе и надежности своей защиты.
Риторика Зеленского по отношению к Беларуси стала постепенно меняться в пользу демократического белорусского гражданского общества, что стало выражаться в соответствующих упоминаниях во время официальных публичных заявлений.
Так в апреле во время визита в Варшаву президент Украины впервые с начала войны заявил, что «свобода обязательно придет в Беларусь», чем сорвал бурные аплодисменты публики.