– Чем вызван столь “скоропостижный” отъезд Лукашенко в Сочи “в кратковременный отпуск” – ведь из предыдущего краткосрочного отпуска в ОАЭ белорусский правитель вернулся три месяца назад.
– Желанием встретиться с Путиным, причем не в официальной обстановке. Весьма похоже, что Лукашенко не удалось договориться об официальном визите, но есть шанс перехватить Путина на лыжне.
Минску нужны деньги – все остальные проблемы худо-бедно решаются. Белорусские власти нашли управу даже на Роспотребнадзор, с газом-нефтью тоже проблем не ожидается – не может ведь Россия даром отдавать газ с нефтью. Остался один-единственный нерешенный вопрос – кредиты.
– О каких кредитах может идти речь?
– Про кредит ЕврАзЭс в 500 миллионов долларов Лукашенко уже упоминал, равно как и министр финансов России высказал готовность помочь белорусским властям с деньгами при нужде. Но в данном случае речь идет о суммах весьма значительных – минимум о 3 миллиардах долларов.
– Лукашенко выбрался в Сочи сразу после пресс-конференции, следом за ним в Москву отправляется премьер-министр Кобяков. Неужели экономическая ситуация в Беларуси настолько ухудшилась, что погнала все белорусское руководство в Россию?
– Безусловно, дела в белорусской экономике и раньше шли не блестяще. Следует учитывать, что 2015 год коренным образом отличается от предыдущих лет – это год президентских выборов. Ухудшается экономическая ситуация в самой России, что грозит физическим сокращением объемов беларусского экспорта в Россию и, естественно, сокращением валютной выручки.
Мир столкнулся в падением цен на нефть, и, похоже, надолго. Для Беларуси это обернется сокращением валютных поступлений с Запада.
Импорт в Беларуси носит производственный характер: комплектующие и материалы. Потребительский импорт наш народ возьмет на себя: люди не станут ждать, пока в Беларусь завезут российские телевизоры, а сами поедут в Смоленск и закупятся телевизорами.
– Какие суммы нужны официальному Минску?
– 2-3 миллиарда долларов – для России сумма некритическая. Однако Лукашенко придется очень и очень постараться, чтобы убедить Путина в том, что запрашиваемые деньги – вопрос жизни и смерти для Беларуси.
– Что Лукашенко может предложить взамен на кредиты?
– Белорусские власти будут обещать лояльность, которая де-факто существует и сейчас. Думаю, Путин войдет в положение Лукашенко и поймет его отдельные самостийные заявления.
Возможно, еще раз придется вернуться к подзабытой проблеме создания пяти совместных холдингов с участием беларусских предприятий: МАЗа, “Гродно Азота”… Хотя к этому времени ценность названных холдингов для России, возможно, серьезно упала.
– Лев Федорович, а что произойдет, если Москва заартачится и не выдаст Лукашенко кредит?
– Я даже не могу представить себе, что произойдет в этом случае. Не исключаю возможности дефолта. Тогда начнется кампания по реструктуризации долгов, и Минск начнет грозить России отказом от выплат прежних кредитов и процентов по ним.