15 января 2025, среда14:22

Общество

Жанна Турковская: «У педиатров – повышенное чувство ответственности»

30 января 2015, 19:56

Иметь личностный внутренний стержень, держать своё мнение, находить компромисс, быть сильной… И самое главное - оставаться женщиной. Всё это присуще заведующей педиатрическим отделением Лунинецкой ЦРБ Жанне Пранасавне Турковской. 

СПРАВКА “МП”

В 1987 году закончила Гродненский государственный медуниверситет. В Лунинце трудится практически 27 лет: с августа 1989 года – врачом-ординатором педиатрического отделения, а с 2001 года – заведующая педиатрическим отделением. Замужем. Муж – Игорь Станиславович – реаниматолог. В семье двое детей: Евгений и Анна. 

– Жанна Пранасавна, я не раз был Вашим пациентом. Успел вырасти…  Какая разница между педиатрическими отделениями старой и новой ЦРБ? Имею в виду не только условия нахождения детей в стационаре, но и диагностические возможности. 

– По условиям стационара, конечно, намного лучше здесь условия. Сейчас у нас в составе отделения имеются палата интенсивной терапии и палата новорождённых с консолями и централизованной подачей кислорода на одну и две койко-мест, 11 палат по два койко-места и несколько палат на три койко-места. Все палаты оснащены внутренней связью с постом медсестры, оборудованы отдельными санузлами. В отделении имеются большие процедурный и физиотерапевтические кабинеты. Полная обеспеченность твёрдым и мягким инвентарём, медикаментами, шприцами, катетерами.  Численность детского населения уменьшается у нас и, следовательно, койки сокращаются. Начинала я работать с шестидесяти, потом в несколько этапов сокращали. На данный момент у нас тридцать пять коек. Если сравнить, когда я пришла сюда работать в 1989 году, поменялись подход к лечению антибактериальной терапии, инфузионной терапии, методы введения, физиотерапия…

– Педиатр – это как раз тот врач, который должен прочувствовать маленького человечка, ведь он не может сказать, где болит. В чём специфика именно Вашей работы? И как у Вас хватает сил на всех детей?

– Мне нравится работать именно с детьми. Сейчас нужно уметь работать с родителями – это намного сложнее. Родители и дети много информации получают из компьютерных носителей. Для того, чтобы жить в веке компьютерных технологий надо заниматься самообразованием: читать, посещать конференции и так далее.

Опираемся на то, что нам скажут родители. А в дальнейшем ориентируемся по состоянию ребёнка. Каждый день мы смотрим, делаем оценку…

– Выздоровление деток – счастье, но были, наверное, в Вашей биографии и трагические случаи, когда пациентов не удавалось спасти?

– Когда всю жизнь работаешь врачом, то всегда есть трагические случаи у любого практикующего доктора, но на данный момент изменилась специфика оказания помощи. Сейчас имеем право вызывать бригаду, если у ребёнка очень тяжёлое состояние или его не на нашем уровне надо обследовать. В случае серьёзных проблем, решаем коллегиально и отправляем в Пинск, Брест – для оказания специализированной помощи детям.

– Говорят, что в профессии врача и профессии журналиста свойственно внутренне выгорание. Какими качествами должен обладать врач-педиатр? И чем отличается от других врачей?

– Возможно, многие со мной будут не согласны, но, если врач-педиатр может и умеет работать с детьми – может работать и с взрослыми. По своему опыту могу отметить, что у педиатров – повышенное чувство ответственности. Врачи не считаются со своим личным временем.  

– Расскажите о персонале детского отделения.

– У нас в отделении два врача – это я и молодая девушка – врач-ординатор, работает у нас второй год после Минского медуниверситета. Работа в отделении осуществляется согласно утверждённому графику: в рабочие дни врачи-педиатры осуществляют наблюдение за детьми с 8.00 до 19.00. В выходные и праздничные дни, в ночное время организованы круглосуточные дежурства педиатров на дому. Специализированная помощь детям с тяжёлой патологией осуществляется реанимационно-консультативной выездной бригадой Пинской детской больницы.

 Средний медперсонал: 10 ставок медсестёр, организовано два поста круглосуточного наблюдения и ставка процедурной медсестры. Все медсёстры, работающие в отделении, аттестованы на квалификационные категории. Врачи всегда принимают участие в конференциях, семинарах…

– Как пресекаете равнодушие? Уточню: ребёнок боится укола. И здесь много зависит от медсестры. Утешить, уговорить… Какое значение отводите профессионализму среднего медперсонала?

– В основном к нам люди приходят по направлению из медучилищ. В процессе работы приходится помогать, но не все выдерживают в нашем отделении. Естественно, медсестра должна ребёнка уговорить, а со старшими детьми нужно уметь завести беседу. Я не жалуюсь на наших работников. У нас детки, бывает, находятся без родителей долгое время и медсёстры осуществляют уход за такими пациентами, проводят с ними досуг. Медперсонал проводит с мамами профилактическую работу. Я, например, на обходе всегда провожу беседы: по уходу за ребёнком, что и как нужно делать, даю рекомендации…

– Насколько мне известно, в детское отделение помещаются детки, оставшиеся без родителей, отказники…

– У нас сейчас есть Декрет №18, которого раньше не было. Согласно этому документу, детей, изъятых из семьи, доставляют к нам сотрудники милиции. То есть, например, ребёнок на данный момент здоровый, но родители находятся в нетрезвом состоянии. До выяснения всех социальных вопросов дети находятся у нас. Во втором случае  – если ребёнок находится в социально неблагополучном положении, но он больной. Тогда его осматривает доктор, и он находится в отделении уже по заболеванию. Но  выписывается он от нас тогда, когда мы получаем с участка социальный патронаж и после рассмотрения условий проживания. Бывало много случаев у нас на практике, что таких деток усыновляли и удочеряли. Остальные дети, нуждающиеся в государственной опеке, направляются в Пинский детский дом до трёх лет, а с трёх и до совершеннолетия – в Кобрин.

– Вы носите фамилию известнейшего врача-гинеколога в районе. Обращались ли вы когда-либо за помощью к Станиславу Станиславовичу Турковскому, своему свёкру? И какие качества в профессии взяли от него?

– Этот человек – легенда (Авт. 19 января Станиславу Станиславовичу исполнилось 80 лет). Я сама имею двоих детей. Я их родила в Лунинце, когда Станислав Станиславович был заведующим. У него можно взять много качеств, даже всех перечислить не могу. Можно отметить ответственное отношение к работе, профессионализм. И сейчас все вспоминают, как он относился к женщинам, делал операции, принимал роды…  Много читал, ведь, когда окончишь институт, нужно заниматься самообразованием, идя на операцию он продумывал ход её ещё накануне. С ним всегда было спокойно и интересно работать. Он профессионал высшего класса, и поучиться есть чему. Станислав Станиславович всегда на позитиве, с улыбкой, никогда не мог позволить себе повысить голос. У нас дома и сейчас идут дебаты и дискуссии на медицинские темы и не только.  

– Ваш муж ­– также врач. Расскажите, как родилась ваша семья.

– Мой муж врач-реаниматолог. После института он работал во Дворце врачом-терапевтом. Затем в Лунинце на скорой помощи и уже много лет  в реанимации. Мы познакомились во время студенчества. Он на три года раньше меня заканчивал. Оба увлекаемся спортом. На шестом курсе мы поженились, и я приехала сюда по распределению.

– Расскажите о детях. Продолжится ли династия медиков?

– На моих детях династия медиков прерывается. Не знаю почему, но это их выбор. Дочка заканчивает 11 класс. Считаю, что сыну неплохо бы далась медицина. Может, не пошли именно потому, что видели нашу постоянную занятость на работе и отсутствие дома. Сын Женя закончил три курса БГУ на факультете международных отношений, а потом уехал в Америку по студенческой программе Work and Travel и остался там, где сейчас работает и планирует поступать в учебное заведение.

– А вот именно в Вашем роду были медики?

– Нет, у меня родители – педагоги. Папа – тренер по баскетболу, а мама преподавала уроки физкультуры в школе.

– Когда удаётся собраться семье вместе, как проводите время?

– Когда у нас какие-то события, то мы стараемся собраться вместе, чтобы посидеть за большим столом. Собраться удаётся, к сожалению, редко. Последний раз, когда мы собрались, это был юбилей Станислава Станиславовича.

– Вы сказали, что любите спорт…

– Я веду здоровый образ жизни. Меня можно встретить в спортзале. Я убедилась в этом на своих родителях и Станиславе Станиславовиче. Это даёт продолжительность жизни, хорошее настроение и бодрость духа. Я раньше занималась активным спортом – баскетболом, играла за сборную Беларуси.

– Из каких составляющих, на Ваш взгляд, складывается счастье?

– Сегодня утром я встала и себя хорошо чувствую, вижу вокруг позитивных людей, мои пациенты улыбаются – для меня это уже счастье! Я всегда стараюсь общаться с молодыми людьми, своими детьми, стараюсь слушать их музыку, понять их . Моё счастье – в детях, чтобы у них всё сложилось. Счастье – это хорошая семья, потому сегодня иметь хорошую семью – это редкость. Нужно уметь настраивать себя в лучшую сторону и не рассматривать отрицательные моменты. 


Фото: пресс-служба президента ПМР
Фото: Time
Александр Лукашенко. Архивное фото: Reuters
Арина Соболенко / https://twitter.com/AustralianOpen
Фото: Pixabay
Фота Аб’яднаны Пераходны Кабінет Беларусі
Фото использовано в качестве иллюстрации
Бывший украинский министр Дмитрий Кулеба на канале «Комик плюс историк». Скриншот видео
Фото: Martin Brosy, unsplash.com
Фото ua.depositphotos.com