9 ноября 2024, суббота19:55

Общество

Как на Полесье, окружённом болотами, сто лет назад заботились о гигиене

14 апреля 2024, 12:32

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Территория довоенного Полесья в основном была покрыта обширными лесами и болотами. Воды по весне было так много, что местами передвигались только на лодках. Хотя условия жизни полешуков диктовала вода, личной гигиене местные крестьяне уделяли много внимания.

 

Однако это не означало, что полесские крестьяне отличались любовью к купанию. Напротив. Об их подходе к чистоте, Чеслав Петкевич издал в начале 1930-х годов брошюруГигиена в жизни поляков“.

Один из лучших межвоенных знатоков быта на Полесье писал, что средний крестьянин этого края каждый день пользовался «холодной водой без мыла». Он ополаскивался в ней «только потому, что» считал, что «есть или даже прикасаться к хлебу, не омывшись, есть грех». Утреннее омовение в будние дни было следующим:

Проснувшись [крестьянин Полесский], прежде всего, трижды крестится. Затем, набирая воды из «ведра» глиняным сосудом, оловянной квартой, а чаще всего черпаком (…), он зачерпывает в рот столько воды, сколько может вместиться, и, наклонившись над судомойней, всегда стоя у скамейки у порога, наливает себе в руку, моет руки и лицо, повторяя эту операцию несколько раз.

В других случаях он постепенно выделяет воду, размазывая ее по всему лицу и громко фыркая.

По праздникам, когда все домочадцы находились на даче, «подростки обливали водой руки стариков и друг друга». Но на самом деле вся процедура сводилась к «смачиванию лица и рук, кроме шеи, на которой со временем образовался толстый слой грязи». Этот «ярко отражался даже от такого небрежно умытого лица».

В целом полесские крестьяне не пользовались мисками во время ежедневных гигиенических процедур. Маленькие кадки использовались только при мытье головы.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В случае с женщинами уход за чистыми волосами был не так уж плох, так как обычно они мыли их раз в неделю. Мужчины, с другой стороны, «делали это только тогда, когда паразиты слишком размножались, и было намного легче расчесывать и убивать мокрые волосы, чем сухие волосы».

Что касается ног, то их зимой вообще не мыли. Когда температура на улице повышалась, «умывались: по утренней росе и после дождя, по иле при рыбной ловле и птенцах и при сенокосе».

Если у крестьянина не было полотенца или другого куска ткани, он летом сушил тело на солнце и ветру, а зимой вытирался «нижней частью своей рубахи». Его можно было использовать для этой цели без труда, потому что мужские рубашки были «немного короче женских».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Женщины часто натирают себя таким же образом, а девушки нередко, но той частью рубашки, которая лежит на спине, полагая, что таким образом любые прыщики, которые могут появиться на лице, перейдут на спину. По этой же причине она заботится о чистоте кожи лица, вынув руки из рукавов, выворачивает рубашку с разрезом на спину, а затем растирается.

В общем, полешуки не особо обращали внимание на то, чем они вытирались. При необходимости они использовали грязные мешки, тряпки и даже зловонные копыта, чтобы обмотать немытые неделями ноги. Только к младенцам относились иначе.

Младших потомков промывали не реже одного раза в неделю теплой водой с добавлением небольшого количества щелочи. После купания младенца обтирали мягкими полотенцами, «утверждая, что взрослый человек может умыться хоть жидкостью для мытья посуды, вытереться использованным веником, с ним ничего не случится, а всякое неумение ребенка – великий грех».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Если ребенок болел, его подмывали еще чаще. Купание считалось лекарством. Однако, когда потомство достигало возраста 3-4 лет, особое лечение заканчивалось. С тех пор маленькие поляки принимали ванну «только перед большими праздниками, а в лучшем случае — каждый месяц».

Кроме того, мать каждый день мыла лицо ребенка над губкой, налив горсть воды, или просто протирала его мокрой, не очень чистой тряпкой.

В некоторых деревнях, в основном самых восточных, строились коллективные бани по образцу русских бань. Они имели деревянные полы и у каждой из стен, «по всей длине, по две-три полки, шириной для среднего человеческого роста».

Каменная печь без дымохода использовалась для получения пара, который после нагревания заливался водой. По тому, что писал автор, в жизни полешуков самое тяжелое лежало:

(…) на верхних полках, менее стойкие внизу, а те, кто не выносит слишком высокой температуры, — на полу. Пар, сконденсировавшись на верхней полке, после мытья там борцовских [березовыми вениками], обильно стекает во второй слой, оттуда в двойном количестве воды и грязи – в третий. а четвертая, лежащая на полу, покрыта сильным грязным дождем.

Последние по этой причине, а главным образом для того, чтобы остыть, время от времени встают и обливают себя холодной водой, не ощущая большой разницы между температурой воды и воздуха в помещениях.

Чеслав Петкевич также подчеркивал, что бани использовались больше в общественных целях и для закаливания, чем для улучшения личной гигиены. Однако это не меняло того факта, что в тех немногочисленных деревнях, где были бани – потому что они не прижились по всему Полесью, – жители были гораздо чище остальных полешуков.

Чтобы следить за важными новостями, подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram.

 


Снимок носит иллюстративный характер / Фото: msavto.by