Пиррова победа
Официальный Минск воспринял договоренности с Россией о зачислении в белорусский бюджет всех пошлин от экспорта нефтепродуктов, как убедительную победу в торге с Кремлём.
— Мы считаем, что ситуация разрешилась, премьер-министру Беларуси удалось зафиксировать те договоренности, которые полностью нивелируют влияние налогового маневра на экономику Беларуси, – так оценил достигнутые соглашения председатель правления ОАО «Банк развития Республики Беларусь», член Совета ЕЭК Сергей Румас.
С учетом проведения в России налогового маневра, предполагается, что в бюджет нашей страны поступит экспортных пошлин на 2,5 млрд. долларов? Цена, которую Кремль заплатил за подпись Беларуси под документами о создании ЕАЭС , оказалась даже больше, чем ожидал официальный Минск. Ранее Александр Лукашенко заявлял, что потери Беларуси от налогового маневра России могут превысить 1 млрд. долларов.
– В среднесрочной и долгосрочной перспективе Москва постарается вернуть эти деньги, поэтому рано или поздно встанет вопрос об увеличении российской доли в белорусских нефтеперерабатывающих заводах, — отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Андрей Елисеев.
НПЗ в загоне
Белорусским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) до 2017 года необходимо завершить модернизацию. А это очень сложная задача, поскольку условия их деятельности заметно ухудшились. Дело в том, что с 2015 года российская нефть для переработчиков будет дорожать. По оценкам экспертов, стоимость нефти для белорусских НПЗ возрастет примерно на 100 долларов. Уменьшится прибыль заводов, им труднее будет найти ресурсы на модернизацию.
– Рост цены нефти – это очень существенный фактор, – отмечает эксперт энергетического рынка, обозреватель газеты «Белорусы и рынок» Татьяна Маненок. – К тому же наши нефтеперерабатывающие заводы, в первую очередь «Нафтан», несут тяжелую ношу перекрестного субсидирования, поставляя по корпоративным ценам, которые гораздо ниже мировых, сырье для «Полимира» и могилевского «Химволокна».
По экспертным оценкам, «Нафтану» это обходится в сумму порядка 12 млн. евро в месяц.
– Уже в этом году заводам тяжело обслуживать кредиты, которые они взяли на модернизацию, – объясняет Татьяна Маненок. – Ведь на модернизацию идут не только собственные средства предприятий, но и достаточно крупные кредиты, которые сегодня не дешевы. У того же «Нафтана» с учетом нагрузки с перекрестным субсидированием, рентабельность сегодня чуть выше нуля. На Мозырьском НПЗ ситуация несколько лучше, но и там рентабельность не многим выше 10%, – отмечает эксперт.
Не спасет белорусских нефтепереработчиков и снижение мировых цен на нефть. Хотя, казалось бы, можно тратить меньше на покупку сырой нефти. Однако вместе с ценой на нефть падает и цена бензина, дизтоплива, мазута и других нефтепродуктов. А Беларусь экспортирует порядка 70% продуктов нефтепереработки. Поэтому падение цен на нефть тоже может ударить по белорусским НПЗ.
Урезать акцизы!
Татьяна Маненок считает, что белорусскому правительству необходимо думать о мерах по поддержке нефтеперерабатывающей отрасли.
– Средств в бюджете не хватает, да и следующий год будет тяжелым в свете выплат по внешнему долгу. Поэтому важно, чтобы полученные в качестве компенсации российского налогового маневра средства не растворились в бюджете, а дошли до белорусских НПЗ. Ведь нефтепродукты обеспечивают более трети валютных поступлений, — отмечает аналитик.
По ее мнению, лучший вариант помощи НПЗ — снижение акцизов на нефтепродукты. Хуже всего, если государство выдаст субсидии для заводов, тогда не будет стимулов работать эффективнее.
Впрочем, акцизы являются существенной статьей доходов бюджета. Хотя, по мнению Татьяны Маненок, резервы для их снижения все же есть.
– Возможно, белорусское правительство и разрабатывает какие-либо программы поддержки нефтеперерабатывающей отрасли. Но они пока нигде не озвучивались, – отмечает эксперт. – Правительству нужно определяться с формой поддержки наших НПЗ, и минимизировать их издержки, связанные с перекрестным субсидированием.
Опасный маневр
Беларусь и Россия продолжат переговоры по налоговому маневру в начале 2015 года.
–– Поэтому нет ясности, что будет через несколько лет, когда российский маневр будет реализовываться, и маржа наших НПЗ еще больше снизится, — говорит Андрей Елисеев
В самой России не все в восторге от планируемого «налогового маневра» . Часть экспертов полагает, что это может сильно ударить по деятельности нефтеперерабатывающих предприятий, и даже привести к банкротству небольших НПЗ. Увеличение ставок незамедлительно повысит стоимость нефти и топлива на внутреннем рынке. Российским регионам нужно готовиться к уменьшению отчислений в местные бюджеты.
Сами нефтяники высказываются критично в нововведениях в налоговое законодательство. Так глава компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов считает, что реформа приведет лишь к увеличению налоговой нагрузки на топливно-энергетический комплекс. А основная цель маневра — развитие собственной российской нефтепереработки не будет достигнута.
Поэтому эксперты не исключают, что и в самой России налоговый маневр вполне может дорабатываться и видоизменяться.
Пока трудно прогнозировать: в каких условиях Беларусь и Россия будут договариваться о пошлинах, компенсациях и поставках нефти в 2016 году и позже.
В то же время, как отмечает Татьяна Маненок, нет ощущения, что Россия стремится «положить на лопатки» белорусскую нефтеперерабатывающую промышленность. Ведь поставки белорусского бензина могут помочь стабилизировать российский рынок в условиях все того же налогового маневра.
Учитывая тотальную зависимость Беларуси от России в сфере энергоносителей, для отечественной нефтянки альтернатив нет. Не исключено, что подпись Беларуси под созданием ЕАЭС повлечет за собой необходимость делиться собственностью, и в частности, нефтеперерабатывающими заводами.
Николай Анищук