В плену у российской пропаганды
Белорусы продолжают верить российской пропаганде касательно событий в Украине. Такой вывод можно сделать из сентябрьского опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Литва).
Присоединение Крыма к России как «империалистический захват, оккупацию» оценили 27,2% опрошенных, а как «возвращение России русских земель, восстановление исторической справедливости» — почти 60%. В июне соотношение составляло 26,9% и 62,2% соответственно.
Использование украинскими властями вооруженных сил для восстановления контроля над Донбассом 12% респондентов оценивают как «законное подавление вооруженного мятежа», как «жесткую, но вынужденную меру» — 19%, а как «преступление, войну против своего народа» — 60,6%. В июне это соотношение составляло 14%, 19,5% и 57,7% соответственно.
С оценкой участников вооруженных протестов на юго-востоке Украины как «террористов» согласны 32,3% опрошенных, не согласны — 54,1%. В июне мнения разделились 30,1% против 54,1%. С оценкой украинской власти, которая пришла после Виктора Януковича, как «фашистов» согласны 52,2%, не согласны — 32,2%. В июне соотношение составило 50,9% против 28,8%.
«Белорусы воспроизводят то, что передает им ящик. Критический подход к информации, которая поступает от российских телеканалов, отсутствует напрочь», — констатирует руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников.
Пророссийская точка зрения разделяется белорусами потому, что это первая и единственная внятно артикулируемая для них позиция, объясняет аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Литва) Елена Артеменко. По ее словам, эта точка зрения успела заполнить информационный вакуум и поэтому стала доминирующей.
«Украинские источники информации доступны в гораздо меньшей степени. Белорусские же официальные СМИ не предложили своей аудитории четкой позиции — в этом основная причина такого единодушия общественного мнения», — говорит аналитик.
С другой стороны, отмечает Елена Артеменко, ситуация с общественным мнением в Беларуси очень напоминает раскручивание «спирали молчания».
«Из-за того, что украинская позиция не озвучивается, в том числе публичными фигурами, к чьему мнению легко апеллировать, человеку гораздо легче вслух озвучивать свою приверженность доминирующей пророссийской позиции», — полагает представитель BISS.
Кулак и цензура — средства борьбы с пропагандой
Подверженность российской пропаганде среди белорусов вызывает беспокойство со стороны белорусского руководства, но у него нет ресурсов, чтобы противостоять российскому информационному влиянию.
«Чтобы противостоять российской пропаганде, нужна системная работа и конкурентоспособная идея. Системная работа не ведется, а идеи нет. Люди, которые были бы в состоянии выработать такую идею и организовать работу, тоже не просматриваются», — считает Андрей Поротников.
По его мнению, на данный момент кроме прессинга пророссийских сил в Беларуси и цензуры нынешним властям абсолютно нечего противопоставить российской пропаганде.
«С одной стороны, власти могут ужесточить контроль над той частью организаций, которые могут воспользоваться пророссийским трендом. Со второй стороны, они могут вырезать из эфира какие-то вещи, которые идут вразрез с текущей политикой», — говорит руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog.
До отключения каналов дело не дойдет
Если говорить об отключении российских телеканалов, то на данный момент до этого дело не дойдет, считает медиааналитик Павлюк Быковский.
«Если российские телеканалы включатся в пропаганду против Александра Лукашенко, то это произойдет. Сейчас же белорусский правящий режим не является целью российской пропаганды. Целью российской пропаганды есть российское общество, а также отчасти «русский мир», который убеждают в правильности позиции Кремля», — подчеркивает медиааналитик.
Не имеет смысла сегодня вести речь о закрытии российских телеканалов в Беларуси, полагает заместитель председателя Белоруской ассоциации журналистов, юрист Андрей Бастунец.
По его словам, большая часть российской пропаганды идет через формально, юридически белорусские телеканалы. При этом все эти каналы включены в социальный пакет, который обязателен по распространению через кабельные сети, а также в первый мультиплекс цифрового телевидения.
«Сегодня белорусские власти де-факто помогают распространять в стране ту точку зрения, которую сами не разделяют», — констатирует Андрей Бастунец.
Как защитить Беларусь от российской пропаганды?
По этому поводу, говорит юрист, со стороны общественности могут быть обращения в государственные органы с тем, чтобы привлечь внимание к такой странной ситуации.
Эксперты также считают возможным увеличение со стороны белорусских властей пропаганды своей нейтральной позиции по Украине на отечественных телеканалах, чтобы противостоять информационной экспансии из России.
Как говорит представитель BISS Елена Артеменко, переубедить белорусов сейчас будет гораздо сложнее, чем сформировать мнение по новой проблеме, как это удалось российским источникам пропаганды в самом начале.
«Для этих около 60% белорусов альтернативным источником информации вряд ли выступят независимые СМИ или оппозиционные политики, но вполне вероятно, что они готовы будут согласиться с другой точкой зрения, если она будет озвучена официальными белорусскими СМИ с учетом того, как растет доверие президенту и его рейтинг», — отмечает представитель BISS.
В рамках проекта «Рефорум» институт выбрал приоритетом в реформе медиасферы Беларуси защиту национального информационного пространства.