Такое мнение в интервью "БР" высказал политолог Юрий Чаусов.
По его словам, электоральный цикл перед президентскими выборами в Беларуси традиционно сопровождается некоторым потеплением в отношениях с Западом. На этот раз очередная "оттепельная" фаза белорусско-европейских отношений совпала с российско-украинским конфликтом, дополнительно подтолкнув Минск и Брюссель навстречу друг другу.
"Получился эффект, сходный с эффектом войны в Грузии в 2008 году, которая дала отмашку и для "Восточного партнерства", и для всеобъемлющего диалога между официальным Минском и Евросоюзом. Сейчас происходит то же самое, только, конечно, энтузиазма со стороны Евросоюза меньше", – говорит Ю. Чаусов.
Речь идет о том, что больших надежд на будущее белорусско-европейских отношений Брюссель теперь не возлагает, и никто из европейских политиков не станет рисковать своей персональной репутацией при проведении политики "разморозки" отношений с Беларусью.
Как считает Ю. Чаусов, характерная черта нынешней "разморозки" заключается в том, что она не публична – многое остается за кадром и обсуждается кулуарно. Очевидно, что для Запада вопрос освобождения политзаключенных, прежде всего экс-кандидата в президенты Николая Статкевича, остается принципиальным. Однако дальнейшие действия сторон сегодня являются, скорее всего, предметом переговоров.
В связи с этим Ю. Чаусов обратил внимание на недавний визит в Минск представительной межведомственной делегации из США (см. "БР" № 36/2014). Известно, что американцы встретились с представителями белорусского гражданского общества и сделали дежурные заявления о необходимости освобождения политзаключенных, однако о содержании переговоров на официальном уровне информации практически нет.
"Можно предположить, что освобождение политзаключенных остается основным требованием, а переговоры ведутся не о том, как освобождать политзаключенных, а о том, что будет после", – отмечает Ю. Чаусов.
Вероятно, аналогичные обсуждения сейчас ведутся между представителями Минска и Брюсселя. Если в ближайшее время Н. Статкевич и другие политзаключенные будут освобождены, это будет означать, что договоренность насчет дальнейших шагов по сближению была достигнута.
Впрочем, порядок возможных дальнейших действий со стороны ЕС более-менее ясен. Как и в 2008-2010 годах, может последовать временное приостановление действия санкций, через полгода – повторное рассмотрение этого вопроса, продление "заморозки" санкций и, возможно, сокращение санкционных списков.
Появление новых лиц в руководстве Евросоюза (Дональд Туск станет новым председателем Европейского совета, Федерика Могерини – верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности) вряд ли повлияет на европейскую политику в отношении Беларуси.
"Содержание политики, думаю, кардинально не изменится. Для Евросоюза по-прежнему приоритетом будут оставаться вопросы прав человека, вопросы, которые входят в содержание "Восточного партнерства" и того, что называется восточной политикой добрососедства", – отметил Ю. Чаусов.
Между тем даже нынешнее потепление отношений с Европой не подтолкнет белорусские власти к участию в программе "Рефорум".
"Рефорум" – это компонент того, что ЕС называл "Европейским диалогом о модернизации". И поскольку разработка содержания этого проекта велась без участия белорусского государства, на государственном уровне участвовать в этом проекте Беларусь не будет", – уверен Ю. Чаусов.
С другой стороны, не исключено, что белорусские власти могут принять участие в чем-то, что в будущем придет на смену "Рефоруму".
Андрей Шингарев