«Так разве ж это свадьба, когда всё село на ней не погуляло», – отзывается бабушка о нынешних ресторанных торжествах, где, как правило, принимают участие самые близкие родственники. Раньше приглашался весь род.
Сватовство
Началом свадебного обряда считалось сватовство. Как правило, в большинстве случаев в сваты шли крёстные. Родные родители оставались дома. А в некоторых деревнях, к примеру, в Красновольской стороне, не шёл в сваты и оставался дома сам жених. Фактически, будущая невеста могла и не знать, за кого выходит замуж. В качестве главной свахи выступала одна из тётей родителей. Когда шли в сваты, несли с собой хлеб, завёрнутый в ручник. А вот водку на стол в большинстве случаев сваты не ставили. Если невеста соглашалась выйти замуж, сваты обменивались с родителями невесты хлебом.
«Запоины»
«Запоины» – от слова «петь», а не «пить», как это теперь кажется многим. Означали окончательное согласие на брак, потому и пелось множество песен.
На этом этапе свадебного обряда гостей собиралось уже больше: молодые, крёстные, братья и сёстры молодых, их дяди и тёти. А если учесть, что в семьях воспитывалось и по 10 детей, на «запоинах» было весьма многолюдно.
Девичник
Обычай собирать подруг вечером накануне свадьбы тянется издавна. Правда, со временем изменилась форма проведения девичника. В старину к этому времени старались уладить все хлопоты по подготовке к свадьбе. В доме у невесты её подруги плели венок для молодой, а в некоторых местах помогали ей примерить и новое, сшитое к свадьбе платье. Считалось, что на свадьбе невеста должна быть во всём новом, к этому торжеству для неё приобретались кожаные полусапожки.
А жених в день свадьбы надевал сапоги. В некоторых случаях те, в которых женился его отец и даже дед.
Сама свадьба
Гуляли наши бабушки и дедушки на свадьбах от трёх дней до недели. В зависимости от финансового положения семьи. Приглашали всю родню, причём, и не очень близкую.
Вместо ЗАГСа – церковь и обряд венчания. Из храма ехали в дом невесты. Там обедали, и жених возвращался к себе домой, оставляя невесту. Как правило, свадьбу справляли в двух домах. Уже позже жених возвращался за молодой и увозил её к себе.
Что касается самого застолья, то отказываться гостям от выпивки считалось неприличным. Так они «забирали» всю горечь семейной жизни себе. А вот молодожёнам разрешалось пить только сладкий квас, им не позволялось никакого алкоголя.
Первая брачная ночь
Вскоре после раздачи каравая, молодых отправляли спать. В отдельную хату или клеть, если таковые имелись. Кровать стелили свахи, в некоторых населённых пунктах это делала сама невеста. В спальне молодая снимала сапоги с ног мужа, в знак покорности ему. Гости на свадьбе продолжали гулять.
Если невеста не потеряла невинности до замужества, то отец жениха на следующий день нёс бутылку водки, обвязанную красной лентой, в дом родителей невесты.
После свадьбы
На протяжении 2-3 месяцев родня старалась не оставлять молодых одних. Каждое воскресенье и в праздник они должны были идти в гости к кому-нибудь из родственников. Так молодую семью вводили в круг родственных отношений. Молодых старались не оставлять наедине ещё и потому, что в момент привыкания друг к другу неопытные супруги зачастую могли и поссориться. Таким образом родственники сглаживали углы между молодожёнами. Хотя в условиях, когда супругам приходилось жить под одной крышей с большим семейством мужа, приспосабливаться больше приходилось молодой невестке.
Зато на период таких привыканий молодожёнам запрещалось употреблять спиртное. Ещё со дня свадьбы. Так исключалась возможность «пьяного зачатия» первенца.
В каком стиле делать свадьбу и придерживаться ли традиций предков – дело индивидуальное. Главное, чтобы от брака не было брака.