20 сентября 2024, пятница13:39

Запись

Майдан как есть

30 июля 2014, 11:21

Сердце Украины – так называют площадь Независимости в Киеве. И сегодня это сердце остаётся истерзанным, несмотря на то, что некоторые из ран затягиваются. Но в целом: палатки, баррикады, каркас ставшей символом революции ели – всё как было, так и осталось.

«Сколько может стоять Майдан? Когда отсюда уйдут люди, наладившие в центре столицы домашний быт? Когда самобытная площадь приобретёт прежний, ухоженный вид, залатает дыры  в брусчатке и избавится от складированных здесь шин?» – найти ответы на эти вопросы попыталась во время недавней поездки в Киев.

За последние полгода довелось побывать в Киеве трижды: в январе, когда на площади мирно стояли люди и ничто не предвещало столкновений, в начале лета и вот недавно, в июле.

После зимы я не узнала Майдан.

У галереи с портретами погибших трудно сдержать слёзы.

В одной из палаток основали музей, где представлено «мирное» оружие «Беркута», напоминающее о массовом убийстве людей.

Уличные фотовыставки отражают хронологию революции.

Каркас новогодней ели, увешанный лозунгами, на прежнем месте. При выходе на Майдан из разных сторон площади туристы держат ориентир именно на символ революции.

На улице Грушевского о кровопролитии напоминают многочисленные баррикады, цветы, свечи, портреты.

Много туристов. Майдан стал музеем под открытым небом. Память о погибших воплощена в мемориальных досках с именами «небесной сотни».

Палатки как стояли, так и стоят. Правда, в начале лета их было значительно больше.

Здесь же, под открытым небом, ещё месяц назад размещались двухъярусные кровати.

Сейчас кровати убрали. И палаток чуть поубавилось.

Зимнее «оснащение» тоже, видимо, решили вывезти – невостребовано в 30-градусную жару. Бронежилеты также отложены в сторону.

 

Так чего же хотят майдановцы?

Этих людей убеждают покинуть площадь. Попытки Кличко навести порядок встретили здесь агрессивно. Тех, кто согласился переселиться в специально выделенное здание ЦВК на ул. Кутузова, жильцы Майдана считают предателями.

Когда в начале июля между сотниками завязалась потасовка, в результате которой 5 человек получили ранения, инцидент назвали провокацией со стороны силовых структур.

Об этом мне рассказали на территории 3-й сотни, где приветливо встретили и согласились пообщаться.

На вопрос «За что стоит Майдан?» Сергей, известный по кличке Монах, ответил лаконично: «За справедливость».

Майдан поделен на сотни. Руководящий орган – Рада сотников. Есть свой пресс центр, выходит газета «Майдан» (тираж ничего себе! – 20.000 экземпляров).

– Мы выступаем за порядок, – говорит Монах, – пьянства не допускаем. – Вводили даже комендантский час, когда сюда полезли всяческие криминальные элементы. Вот и сегодня здесь искали сбежавшего зека. Таких не покрываем, сдаём милиции.

У Сергея есть семья и квартира в Киеве, был бизнес. «Иногда хожу помыться, переодеться. Родные поддерживают меня в моих намерениях стоять за правду, – делится он и рассуждает о недоверии к новой власти. – Ну, не могут чиновники, занимавшие руководящие посты при Януковиче, дальше оставаться у руля власти. Их отправили поднимать экономику в регионы, теперь будут набивать карманы там».

Спрашиваю, не полезнее ли идти помогать армии, отстраивать разрушенный Славянск, а не просиживать штаны по пристальными взглядами туристов и прохожих.

Монах говорит, что здесь он духовник, а вообще у каждого своя миссия. Подзывает высокого, атлетического склада мужчину лет 40. Знакомимся – Александр. Он прапорщик, гвардеец, только из Славянска, где участвовал в освобождении города. «Страха не было. Хотя по ту сторону –  сплошь чеченцы, кавказцы,- рассказывает лишь накануне снявший военную форму Александр. – Кого видел близко, все с обезумевшими глазами, под воздействием наркотиков». Два месяца Александр провёл на войне. «Зарплату вот выдали, – вздыхая, показывает сложенные в паспорте купюры, – тысяча гривен».

Ещё один прапорщик Вячеслав вернулся из Донецка. Отвозил собранную помощь своим ребятам. «Граница с Россией дырявая, – говорит он, – надо больше людей, поэтому поеду обратно.  Я патриот своей страны».

Вячеслав рассказывает, что отношение к майдановцам, как здесь, у властных структур, так и в зоне боевых действий, плохое. «Они бы собрали нас в один взвод, чтоб одним махом от всех избавиться. Чем меньше нас останется, тем спокойнее новой власти», – делает вывод Вячеслав.

Записаться в зону военных действий можно здесь же, на Майдане. Нужно предоставить документы и пройти медкомиссию.

«Обхожу эту палатку стороной», – признался молодой мужчина по имени Владимир. С ним познакомились недалеко от пресс-центра. Он тоже только вернулся из-под Славянска. Говорит, что его вместе с другими строителями забрали прямо с объекта. «Дали один автомат на двоих, по три магазина с патронами, так и охраняли «коридоры».

Продавцы сувенирами быстро подхватили военную тенденцию: в продаже появились сувенирные пули, гранаты… И туалетная бумага с портретами Януковича и Путина.

Отсюда, с Майдана, можно прямиком отправиться в бывшую Януковичскую резиденцию Мижгорье.

Нельзя не заметить, что восстановительные работы медленно, но уверенно ведутся. Укладывается новая плитка. Работника спрашиваю: «А что не призовёте трудиться тех, кто в палатках?». Парень улыбается: «Ага! Как же! Они ж ещё ругаются, что оттесняем»…

На выходе с Майдана в сторону к Михайловской площади – сразу же шикарный ресторан под символическим названием «Мафия».

Дальше за площадью – обычная жизнь…


Фото: Shutterstock
Фото РОВД
Фото из архива МП
Фото из архива МП
Фото иллюстрационное
Фото: Пинский телеграм
Фото: Pexels.com
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП
Место преступления СК
Фото использовано в качестве иллюстрации, с сайта proprikol.ru