22 ноября 2024, пятница21:50

Экономика

На смену «зайчикам» придёт российский рубль?

29 марта 2022, 9:18

Фото использовано в качестве иллюстрации

Фото использовано в качестве иллюстрации

Как санкции отразятся на экономике Беларуси, что ждёт белорусов и насколько вероятен переход на российский рубль, спросили у эксперта.

 

После введения санкций ЕС и США против Беларуси и России у обеих стран значительно сократились возможности для расчёта в долларах и евро. На Белорусской валютно-фондовой бирже начали торговать китайским юанем.

По словам министра финансов Беларуси, переход Беларуси на российский рубль открыто не обсуждался. В настоящее время обсуждается вопрос о переходе во взаимных расчётах между двумя странами либо на национальные валюты, либо на российский рубль.

При этом российские аналитики считают, что введение санкций станет стимулом для скорейшего перехода на единую валюту – российский рубль.

Как санкции отразятся на экономике Беларуси, что ждёт белорусов и насколько вероятен переход на российский рубль, спросили у научного сотрудника BEROC (г.Киев) Дмитрия Крука.

Введение санкций в отношении трёх белорусских банков отразилось на всей банковской сфере страны. Курс белорусского рубля сначала резко просел, потом выровнялся. Как долго продлится период «стабильности» нацвалюты?

Первый тезис, что сейчас ситуацию невозможно предсказать. Я использую метафору, что «обменный курс сейчас утратил берега». Какая будет ситуация с белорусским экспортом сейчас непонятно. Массово компании сталкиваются с барьерами и препятствиями, не только подсанкционные, но и частные. Из-за логистики и транспортировки много логистических схем нарушено, когда и в какой мере их удастся восстановить или отстроить новые – большой вопрос.

Плюс ещё вопрос, что будет с главными статьями экспорта – с нефтепродуктами и калийными удобрениями, и теми остальными наименованиями, которые попадают под прямые санкционные запреты. Поэтому подвижки с экспортом могут быть и вероятно будут очень масштабными. Как резко они будут происходить, в каких объёмах сказать сложно. В принципе, я склоняюсь к тому, что пока ещё по инерции ранее заключённые контракты частично выполняются, но в ближайшие недели завершаться, истекать. Появится ситуация с невозможностью экспортировать продукцию. И она всё больше будет затрагивать белорусский бизнес, белорусский экспорт и соответственно, это будет отражаться на обменном курсе.

Новый равновесный уровень курса в такой ситуации тотальной неопределенности назвать не возьмусь. Пока на обменном курсе в основном отразилось влияние санкций на Россию, обесценивание российского рубля. Белорусские проблемы, белорусские барьеры для экспорта пока ещё повлиять не успели. Начнут они влиять в ближайшие несколько недель. Скорее всего в этих условиях курс белорусского рубля будет вести себя скачкообразно, начнётся период нащупывания некого нового равновесия и возможны своего рода качели. Поиск нового устойчивого уровня – это дело, по меньшей мере, ближайших нескольких недель, месяца.

Ещё один крайне важный вопрос на ближайшее время – направленность монетарной политики. Для нее сегодня огромное количество вызовов и противоречий. Пока на виду лишь проблема с недостатком валютной ликвидности, которая уже начала всех беспокоить в наличном сегменте. Но с большой вероятностью, вскоре дефицит валюты возникнет и в безналичном сегменте, неизбежно усилится ценовое давлениеЧто будет делать Нацбанк и как они будут реагировать на эти проблемы? Тут возможны кардинально различные подходы от ужесточения до смягчения, и соответствующие решения также будут влиять на обменный курс.

Какие прогнозы с учётом того, что есть ограничения на доступ к наличным евро, можно сделать по курсу белорусского рубля к доллару и евро в долгосрочной перспективе?

Какой-то курс при любом раскладе будет. Определённый объём наличной валюты внутри страны есть, и это подразумевает, что она может как-то обращаться. Плюс пока на безналичное обращение санкционных ограничений у банков нет. Даже если приток будет существенно ограничен – это не означает, что эти валюты в принципе исчезнут. Кто-то будет желать её купить, а кто-то – продать. Это нормальная рыночная ситуация с точки зрения наличия. Ненормальная: какой будет обменный курс. Даже приблизительно пока опасаюсь говорить о каком-то коридоре значений, заглядывать на какую-то отдалённую перспективу.

Приживётся ли в белорусских обменниках китайский юань?

Допускаю, если административное стимулирование будет, то какие-то сделки будут осуществляться, некую долю валютного рынка, скажем, в 5-10%, может чуть больше, китайский юань может занять. Особенно, если будут ужесточаться санкции в отношении расчётов в долларах и евро и дефиците внутри страны европейской и американской валют. Юань в этом плане не самый плохой потенциальный заменитель. Это в наших широтах к нему относятся достаточно скептически. В мире это полноценная валюта. Хоть и со своими значимыми оговорками: не полный аналог свободно конвертируемых валют, того же доллара и евро; достаточно велики страновые риски. Но нельзя сказать, что это мусорный актив. Поэтому допускаю, что от какой-то безысходности, вынужденности ряд контрагентов будут готовы поддерживать свои сбережения в юанях – как фирмы, так и физические лица. Но не думаю, что их будет много.

Здесь срабатывают и экономические, и психологические факторы. Психологические заключаются в том, что процесс приживаемости валюты, вовлечение её в портфель сбережений обычно достаточно длинный. Здесь смотрят всегда на, условно, соседа. Чтобы человек начал доверять какой-то валюте, какому-то активу как средству сбережений, ему важно понимать, что этому активу доверяют другие люди вокруг и человек будет в состоянии продать их. Оглядка на соседа будет тормозить процесс даже если всё остальное будет этому способствовать.

Но есть ещё важные технические барьеры, связанные с попаданием юаней на белорусский рынок. Торговля с Китаем у Беларуси в целом вообще идёт в минус и юань не занимает доминирующую долю в двусторонних расчётах. Каналы притока китайской валюты в Беларуси на данный момент не очевидны. Если допустить, что будет спрос на китайские юани, как он сможет быть удовлетворен – пока вопрос. Обычно для этого заключается кредитное соглашение с банками из страны, где эта валюта эмитируется, в данном случае китайскими. Есть ли такие соглашения у какого-то белорусского банка, по крайней мере, в открытом доступе такой информации нет.

Думаю, в случае дефицита остальных валют некий тренд на рост доли юаней на валютном рынке Беларуси будет. Но он не будет чрезмерно стремительным и говорить о том, что он полноценно заместит другие валюты не придётся.

Сейчас между Беларусью и Россией обсуждается вопрос о переходе в расчётах между странами либо в национальных валютах, либо в российских рублях. Как это отразится на экономике страны?

Важно учитывать, что и так значительная часть расчётов с Россией проходит в российских рублях. Из ключевых позиций ценообразование и расчеты в долларах идут по нефти и газу. Вроде как декларируются, что расчёты и по ним будут переводиться на рубли. Для Беларуси переход на расчёты в рубли в какой-то степени будет плюс – произойдёт избавление от валютных рисков, будет меньше препятствий для самой возможности расчётов, принимая во внимание финансовые санкции. Как мы говорили выше, есть проблема в ликвидности доллара и евро и на любом этапе сделки платежи могут быть заблокированы, то при переходе в том числе и этого сегмента на российские рубли вроде как будет проще.

Однако здесь есть несколько важных обстоятельств. Во-первых, пока мы слышали только декларации. А как показывает практика белорусско-российских отношений, декларации и реальное положение дел могут существенно отличаться. Второе, из заявлений не понятно, речь о российских рублях идёт лишь как о валюте расчёта или в них также планируется номинировать цены, отвязав их от долларового эквивалента. Готовы ли русские пойти на то, чтобы номинал цены перевести в российские рубли – у меня большие сомнения. Поскольку для них это потенциально существенные потери. В таком случае это будет дополнительным каналом субсидирования Беларуси.

На мой взгляд, более вероятен вариант, что цены будут номинированы в долларах, а расчёты будут производить по текущему курсу в рублях. В этом случае, нельзя сказать, что кардинально изменит существующую ситуацию.

По мнению Николая Левчука, одним из ответов на санкции может стать введение единой валюты Союзного государства. Причём этот вопрос может стать актуальным в краткосрочной перспективе. Какова вероятность перехода Беларуси на российский рубль?

На мой взгляд, этот вопрос вышел из области экономической. По сути он на 99,9% находится в политической области. Фактически все зарубежные страны заявляют о том, что для них белорусские власти потеряли субъектность, и они их не воспринимают в таком качестве. В этой связи переход на российский рубль, если бы он состоялся, стал бы очень важным дополнительным сигналом утраты этой субъектности.

Сказать, что от введения единой валюты, в экономическом плане для Беларуси появятся хоть какие-либо выгоды, учитывая, что белорусский рубль итак неявно связан с российским, сложно.

А вот проблема появится фундаментальная –  утрачивается независимая монетарная политика, возможность распоряжаться своим рублём как своего рода щитом для национальной экономики. Правда «щитом» этим уже пару лет как разучились пользоваться или пользуются абы как. Поэтому со стороны русских вполне может возникнуть аргумент о том, что коль все равно вы не можете нормально распоряжаться теми инструментами, которые у вас пока есть в распоряжении, давайте мы это будем делать за вас.

Но тут мы вновь попадаем в политическое измерение и возвращаемся к вопросу субъектности. Белорусские власти даже в нынешней ситуации пытаются делать вид, что они эту субъектность не утратили. Поэтому пока у них будут силы сопротивляться, то они не готовы будут пойти на этот шаг. Но русские будут подстёгивать к этому и настаивать. В конечном итоге главный вопрос, сколько смогут противиться этому нынешние белорусские власти, и остался ли для этого хоть какой-то минимум воли.

Но, возможно, такая перспектива может отдалиться. Пока русские заняты войной в Украине, до этого вопроса у них могут просто не дойти руки. Но если дойдут, и они этот вопрос продавят, то это будет означать утрату Беларусью важного атрибута суверенитета и самостоятельности.

Чтобы следить за важными новостями, подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram.


Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media
Александр Лукашенко принимает участие в церемонии открытия конференции ООН по изменению климата в Баку, Азербайджан. 12 ноября 2024 года. Фото: Reuters