Италией правят парламент и правительство, и первым лицом в государстве является премьер-министр. Однако у президента тоже довольно полномочий, включая назначение премьера и объявление досрочных выборов. Он часто выступает гарантом стабильности и посредником между партиями в периоды политических кризисов.
Случаются эти кризисы с завидной частотой: редкое правительство в Италии удерживается у власти больше года. Тогда как президента избирают сразу на семь лет.
Без альтернативы
Сицилиец Маттарелла собрался на покой, ссылаясь на преклонный возраст, и основным кандидатом в президенты считался нынешний премьер Марио Драги. Среди кандидатов изначально оказался и бывший премьер Сильвио Берлускони, однако он быстро снял свою кандидатуру, признав, что не подходит на роль нейтрального арбитра итальянской политики.
Берлускони и другие правые, включая лидера антииммигрантской “Лиги” Маттео Сальвини, которого пресса именует “другом Путина”, продвигали в президенты спикера сената Элизабетту Казеллати.
Голосование в несколько туров зашло в тупик после пяти дней споров; никто из предложенных кандидатов не набрал большинства голосов. В итоге Сальвини призвал снова утвердить президентом Маттареллу.
“Итальянцы не заслуживают еще нескольких дней этой неопределенности. Давайте переназначим президентом Маттареллу, а Драги – премьером, пообедаем и займемся делом. Проблемы итальянцев не терпят отлагательства”.
Многие и до этого призывали Драги остаться во главе правительства, поскольку у бывшего главы Европейского центробанка хорошая репутация в Евросоюзе и приличный опыт борьбы с экономическими кризисами.
Сейчас эти качества как никогда пригодятся правительству Италии. Страна погрязла в долгах после нескольких лет разнузданного популизма и пандемии, и восстановление зависит от того, как она справится с волной “Омикрона” и сможет ли уговорить ЕС не откладывать выделение миллиардов евро помощи из антикризисного фонда.
Семилетний президентский срок привлекает Драги гарантированным непыльным местом на олимпе итальянской политики, тогда как премьерство рискует оказаться мимолетным, поскольку зиждется на хрупкой межпартийной коалиции. Сложная конструкция может обрушиться в любой момент, предупреждал он, хотя бы вот и прямо сейчас, если входящие в коалицию партии разругаются из-за президентских выборов.
В субботу Драги, по сообщениям итальянских СМИ, встретился с Маттареллой. По словам министра региональной политики Италии Мариастеллы Джельмини, Матарелла согласился на просьбу премьера. “[Это] демонстрирует его чувство ответственности и его преданность стране и ее институциям”, – цитирует чиновницу агентство Рейтер.
В субботу вечером около тысячи выборщиков приняли участие в уже восьмом по счету раунде голосования. Маттарелла набрал необходимые для избрания 505 голосов, после чего в палате раздались громкие аплодисменты.