22 ноября 2024, пятница18:14

Политика

Нацбол из Солигорска командует отрядом сепаратистов в Украине. «Путь в Беларусь мне теперь закрыт»

31 мая 2014, 16:29

27-летний нацбол Игорь Щука из Солигорска вот уже третий месяц активно участвует в военных действиях сепаратистов в Украине. Он называет себя «полевым командиром» и говорит, что у него подчинении имеются вооруженные люди.

Разговор с Игорем происходил в 11 часов утра 29 мая.

Щука подтверждает, что в восточной Украине воюют российские граждане, Россия поддерживает их действия военной техникой и вооружением, а ночью «дружественное государство» перебросило в Славянск много техники, которая позволяет в том числе «сбивать самолеты».

Год назад Щуку, которого не раз задерживали в России за участие в акциях национал-большевистской партии, пытались принудительно призвать в белорусскую армию. Тогда он представлял это как совместную операцию белорусских и российских спецслужб с целью изолировать его от политической деятельности. Партия нацболов, которой руководит Эдуард Лимонов, в России признана экстремистской и ее деятельность запрещена.

Игорь Щука утверждает, что белорусские власти знают о его действиях, и не видит смысла скрывать свое имя. Правда, сообщает, что от белорусского гражданства будет отказываться. Игорь ощущает себя россиянином.

Игорь с женой и единомышленницей Анной в настоящее время проживает в поселке Беленькое, между Славянском и Краматорском.

Нацболы активно участвуют в событиях в Украине и, по словам Игоря Щуки, имеют собственные вооруженные и невооруженные формировании, выпускают газету, проводят собрания и ведут агитацию среди населения.

Щука говорит, что одним из первых приехал в Крым и напоминает, что НБП изначально считала Крым российской территорией.

— Мы поехали в Симферополь и помогали там так называемым «вежливым людям». Потом поехали в Донецк, там штурмовали ОГА, СБУ. После того как там кое-какое правительство сформировалось, мы поехали в Краматорск. Сейчас здесь помогаем как можем.

— Как помогаете?

— По-всякому (улыбается). Во-первых, в информационном плане. Газету свою распечатываем, все пиарим. Ну и силовые некоторые части есть, действующие силовыми методами. Соответственно, они и поехали в Славянск. Там сама горячая точка, стратегическая, так как все дороги через Славянск. Если возьмут Славянск — возьмут все.

— Откуда эти люди?

— Подмосковье, Ростовская область, Барнаул, вся Россия — все россияне. Первым поехал я. Потом из центра кое-как организовали поездку. Сейчас на границе еще многие пытаются прорваться, но уже недели две не получается.

— Это десятки человек? Сотни?

— Нет, не сотни — десятки.

— Вы сами почему поехали?

— Я считаю себя русским в любой ситуации и в любой стране и готов поддерживать русское население. Если такая ситуация начнется в Латвии, я поеду в Латвию. Если в Приднестровье, тоже поеду. Я готов помогать русским.

Если такая ситуация начнется в Латвии, я поеду в Латвию. Когда в Приднестровье, тоже поеду. Я готов помогать русским

— А кто эти «вежливые люди»? Как они воспринимали вашу помощь? Была ли она скоординирована?

— «Вежливые люди» — это силовики из России. Собственно и здесь часть их присутствует. В том числе и те, что были в Крыму. Мы охраняли ЦИК во время выборов, на митингах помогали, чтобы никаких провокаций не было.

— Белорусские правоохранительные органы знают, что вы там?

— Думаю, что знают, но со мной они не связывались. После заявления Александра Григорьевича о том, что он признает президентские выборы, путь туда мне закрыт.

— Но гражданство у вас белорусское?

— Да, но я вскоре от него откажусь.

— Есть там еще белорусы?

— Я единственный здесь белорус. Из всего ополчения не встречал больше никого.

— Сколько человек вовлечено в активные действия?

— Есть вооруженные отряды. Например, в Краматорске — это 200—300 человек. Но есть отряды, которые едут на выезды, ведут атаки на украинские блокпосты. Очень многие отряды просто сидят до момента штурма. Если начнут штурмовать, здесь очень много людей с оружием всплывет.

— А откуда это оружие?

— Половину у украинской армии отобрали. Многие оружие бросали. Техники много отобрали у украинских военных. Теперь у нас есть информация о том, что некое дружественное государство ночью перекинуло много техники, в том числе и такой, которая позволяет сбивать самолеты.

— Эти отряды состоят из профессиональных военных?

— Да. Но туда на казарменное положение может вступить любой, кто служил в армии и умеет стрелять. Он три часа дежурит, и шесть часов у него свободного времени. Но это без перерыва, спи, когда хочешь. Единственное условие — чтобы служил. Но большинство там из России.

— А как они попали в Украину?

— Многие были сначала в Крыму. А потом поехали дальше. Например, отряд, с которым я близко общаюсь, его возглавляет человек из Рязани, они как раз те самые «вежливые люди». А остальные спокойно через границу проехали, главное — не брать с собой камуфляж, оружие. Оружия и здесь хватает.

— Вам самому приходилось брать в руки оружие?

— Приходилось. Когда в Краматорске подошли совсем к центру, нам пришлось в исполкоме на крыше делать коктейль Молотова и отбиваться. Они приехали на БТРах, мы подожгли машины на перекрестках. И попытались их не пропустить.

— Как бы вы охарактеризовали происходящее в восточной Украине?

— Это война. Гражданская война. Российские граждане приехали сюда поддержать русских. Здесь все считают себя русскими.

— И какая конечная цель этих действий?

— Образование независимой республики Новороссия. Конечная цель — независимость.

— Вы упоминали Латвию и Приднестровье и говорите, что готовы туда поехать. Вы видите основания для начала подобных событий на этих территориях?

— Я думаю, что в скором времени такие основания будут. Думаю, что будет выглядеть так же, как в Украине.

— Как российские власти относятся к действиям подобных отрядов в Украине?

— России, безусловно, выгодна активность этих людей. У меня складывается впечатление, что Россия посильно помогает ополчению оружием. Здесь очень много такого оружия, которого на вооружении у Украины вообще нет. Все-таки Россия помогает. Но войска не вводит.

— А будет ли такой момент, что введут войска?

— Когда начнут палить из «Градов». Обещали через 48 часов начать. А если «Град» выстрелит, то полгорода исчезнет. Тогда, думаю, Россия какие-то действия предпримет в плане ввода войск.

Что касается позиции белорусского власти, то, по словам Щуки, она его разочаровывает:

— Лукашенко в очередной раз меня разочаровал. На самом деле я считаю, что он должен был бы поддержать. Он не совсем уж таки белорус, должен поддержать русское население. Учитывая, что у Беларуси много техники и вооружения вообще бесхозного, то мог бы сюда и перебросить.

Александр Алесин, военный эксперт, считает, что слов самого Игоря Щуки недостаточно для того, чтобы привлечь его к уголовной ответственности: «Если будет доказано фактами, что он участвовал в военных преступлениях, в преступлениях против человечности, тогда он может быть привлечен к ответственности в Беларуси. Сам факт того, что человек рассказывает — не доказательство в суде. Эта информация может быть вымыслом, чтобы повысить свой статус и так далее. И белорусские правоохранительные органы не будут ничего предпринимать. В лучшем случае — назначат расследование, если будет информация, что этот человек совершил тяжкое преступление».

К движению нацболов был близок самопровозглашенный премьер-министр так называемой Донецкой республики Александр Бородай. Он также печатался в газете нацболов «Лимонка», о чем лидер партии Эдуард Лимонов сообщил в своем ЖЖ.

О связи Александра Бородая и другого лидера самопровозглашенной ДНР сотрудника ГРУ Игоря Стрелкова (Гиркина) с российским олигархом Константином Малофеевым написал российский публицист Дмитрий Быков.

Российский журналист Олег Кашин утверждает, что именно Малофеев спонсирует деятельность Бородая и Стрелкова в Украине.
 


Скриншот видео в инстаграме
Степан Постоялко. На заднем фоне Ирина Абельская и Коля Лукашенко. Коллаж «НН»
Иллюстрация media-polesye.com
Фото: kayseriilkhaber.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: Shutterstock
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: naviny.media
Александр Лукашенко принимает участие в церемонии открытия конференции ООН по изменению климата в Баку, Азербайджан. 12 ноября 2024 года. Фото: Reuters