21 сентября 2024, суббота09:34

Запись

Невозможность жить как Робски и Собчак толкает молодых на суициды

14 мая 2014, 16:01

В прошлом году практически целый класс - 23 человека – добровольно исчез с лица района. По мнению врача-психоневролога Лунинецкой поликлиники Владимира Головченко, основная причина, по которой люди расстаются с жизнью – нереализованность и невостребованность, а также «гламурная» психология общества.

– Владимир Степанович, расскажите, какова статистика самоубийств в Лунинецком районе?

– За январь этого года в Лунинецком районе добровольно ушли из жизни пять человек. Но потом, правда, всё утихло, на сегодняшний день – 7 подтвержённых случаев суицида.  Для сравнения, за первый квартал прошлого года было совершено 3 суицида, за первый квартал 2014 года – 6. То есть рост – плюс 100%.

– Сколько человек ушло из жизни в прошлом году?

– Всего в 2013 году было 23 суицида. Даже если умножить этих 6 случаев на 4 квартала, цифра в этом году может получиться уже больше прошлогодней.

– Кто чаще идет на такой шаг?

– В основном, это мужчины трудоспособного возраста, преимущественно сельские жители. Из 3-х суицидов в 1-м квартале 2013 года 2 совершено мужчинами, 1 – женщиной. В этом году в 1-м квартале мужчин было 5, женщина – одна. Мужчин, как правило, в два раза больше.

– Что можете сказать  о способах суицида?

– Практически все способы – это повешенье. Как у мужчин, так и у женщин. Гораздо реже бывают попытки вскрыть вены, один человек отравился крысиным ядом… Таблетки – это парасуицид, всерьёз мы такие вещи не воспринимаем, чаще это – демонстративные вещи, которые  делаются с целью повлиять на кого-то…  От таблеток у нас практически суицидов нет…

– Что толкает этих людей свести счёты с жизнью?

-В основном, если говорить о мужчинах, это те люди, которые не совсем состоялись в жизни. Как правило, это мужчины, не имеющие постоянной работы, не имеющие достойной зарплаты. Как правило, это люди среднего возраста. Как правило, это люди, не нашедшие себя в жизни. Чаще у них – проблемы с жёнами, проблемы в семье. И плюс ко всему, если говорить о мужчинах, это и склонность к злоупотреблению спиртными напитками. Не все из них алкоголики, но склонность к употреблению отмечается. Источник суицидов, на мой взгляд, это следующая цепочка: определённый характер человека, ведущий его к неустройству в жизни; неустройство в жизни вызывает соответственно напряжения, разлады в семье, с родителями, с жёнами; это в свою очередь приводит к чувству одиночества, безнадёжности, невозможности выйти из сложившегося положения вещей. Невостребованность и связанная с этим неполноценность – вот на мой взгляд основная причина суицида. Ощущение ненужности и невостребованности. Потом, когда человек осознаёт, что он не востребован, что перспектив у него впереди мало, он начинает попивать, естественно, на этой почве. Далее выясняется, что водка ему не помогает. А ведь ситуация остаётся прежней, более того, она усугубляется. «Я походил, нигде достойной работы не нашёл, жене или девушке я не нужен»…. В итоге – суицид.

– Почему идут на самоубийство женщины?

– У женщин причины практически те же самые: неумение приспособиться к жизни. Как правило, у них плохой муж, отсутствие перспектив. У женщин это ещё и средний (бальзаковский) возраст. В один прекрасный момент они начинают осознавать, что всё лучшее – позади, а впереди они для себя ничего хорошего не видят.

Насколько вероятен суицид среди молодёжи?

– У нас достаточно часто суициды совершает молодёжь. Вот буквально недавний случай – несчастная любовь. И произошло это как следствие так называемой «гламурной» психологии, которая насаждается повсеместно и от которой, на мой взгляд, надо как-то ограничиваться. Что у нас теперь происходит?! Возьмём журнал «Космополитен»: брюлики, мерседесы, подробности из жизни Робски и Собчак… Наши девушки хотят такого же, они никак не могут понять, что таких людей – один на миллион, и то: этот человек там, а не здесь. Но, тем не менее, они такого же ожидают от своих парней и мужей, поскольку они настолько искушены «Космополитенами» и прочими глянцевыми журналами. Но ведь не может обыкновенный парнишка с какого-нибудь Заводского района сразу же обеспечить свою подругу яхтой, Мерседесом, бриллиантами. И она говорит ему в лицо, что тот ни на что не способен. В результате, и это реальный случай, произошедший в нашем районе, парень выбрасывается из окна 8-го этажа. А перед этим оставляет предсмертную записку: «Я очень боюсь высоты, но я сделаю это, чтобы доказать тебе, что я могу». К счастью, парень спасся. Хотя у него очень много переломов. Как сложится дальше его жизнь – неизвестно.

– Какие примеры можете привести ещё?

– Ещё один случай – на почве семейных конфликтов. Муж работал не там, где хотела жена, плюс постоянные упрёки «вот посмотри, как там Маша, Таня, Катя живут, а ты ни на что не способен». Он начинает по этому поводу попивать, пытается где-то «всунуться» на нормальную работу, конечно, это ему не удаётся, потому что нужен какой-то опыт, а уровень его подготовки – обыкновенный, среднестатистический. И как результат – ощущение собственной неполноценности, которое поддерживается в семье. Мужчину нашли повешенным.

– Как можно определить будущего самоубийцу в обществе, какие симптомы имеет суицид?

– Дело в том, что психиатра, а я здесь по сути – один на весь район, для каждого человека не найдётся. Мы просим, чтобы нам учителя сообщали, руководители предприятий и даже соседи, которые слышали определённые высказывания, чтобы доводили до нашего сведения. Потому что суицидент – человек, который свершал суицид, – как правило, за несколько дней, а то и месяцев до суицида говорил об этом окружающим. А окружающие, как правило, этого не слышали. Крик о помощи: «Мне не на что жить», «Мне нечего есть», «Я не знаю как дальше быть», «Я не могу так жить», «Мне это всё надоело» – обычно есть. И когда такие фразы начинают мелькать в разговоре, мы считаем это заявкой на возможный суицид. 23 человека в прошлом году – это практически целый школьный класс, который исчез с лица района. Если все 70.000 населения района разделить на прошлогодние 23 случая, получится, что каждый 3.000-й  будет суицидентом. Любое село, в котором  насчитывается хотя бы 3.000 жителей, будет иметь своего самоубийцу. А село, которое насчитывает от трёх до семи тысяч человек, в год будет иметь по 2-3 самоубийцы.

– Как можно предостеречь общество от суицидов?

– У любого человека наступает в жизни момент, когда он понимает, что ушло то, что уже никогда не вернётся. И вот тут очень важно, чтобы рядом была родная душа. Это кризис среднего возраста, как его принято называть на Западе, когда человек понимает, что всё лучшее уже позади. У нас женщина недавно умерла. Немного раньше у неё умер муж. Казалось бы, вот такая лирическая история, как у лебедей. Трудно её осуждать – трудно! У них не было ни детей, ни внуков, жили вдвоём, так бывает.  Она умерла от того, что не было в жизни цели. Ко мне приходит очень много одиноких людей, они приходят к психиатру, чтобы просто поговорить. Потому что дома – никого. В результате суициды растут. И тут даже не в экономике дело. Есть более нищие страны, к примеру, Африка. Но там значительно меньше суицидов. Мусульманские страны – там суицидов практически нет. И потому, что есть какой-то внутренний стержень, на мой взгляд. Не важно, как бы он назывался, но этот внутренний стержень есть, и он не даёт перейти эту черту. Если у человека нет какой-то внутренней опоры, какой бы она ни была: идеология, семья, любовь – тут-то и происходят не совсем приятные вещи. А у нас на протяжении длительного времени новейшей истории эти опоры надуманно уничтожались. И если наше, старшее, поколение ещё как-то сможет продержаться, то молодёжь практически не имеет таких параметров, стержней, которые бы её сдерживали. С этим поколением надо работать. Им нужно объяснять, что мир – это не леденец на палочке, который пришёл, взял и сосёшь. Ему нужно объяснять, что часто это – пот, слёзы, кровь, чтобы он не ожидал, что он вышел в мир и тот крутится возле него. Это, в первую очередь, проблема воспитания. 8 лет назад я приехал из Кубани, в первую очередь, на мой взгляд со стороны, в глаза бросается нездоровое желание белорусских мам до последнего прикрывать сына своей грудью. Ему 40 лет, маме 70, но она водит его за руку по нашим комиссиям и устраивает на работу. И многие, что меня поражает, считают вполне естественным, жить за родительский счёт.

– Как предотвратить суицид, что может сделать каждый из нас?

– В первую очередь, человека нужно выслушать. Затем посоветовать ему обратиться к психологу. Когда человек, который находится рядом, неважно кто он, друг, сосед, родственник, подчинённый, начинает говорить о бессмысленности жизни, хотелось бы, чтобы он попал в поле нашего зрения. Тем, кто услышал это, нужно подойти на ближайший медицинский пункт, на ФАП, в амбулаторию и сказать доктору, что в населённом пункте есть человек с такими умонастроениями. Мы очень тактично попытаемся этому человеку помочь, показать выход из сложившейся ситуации. Обычно есть два выхода: покончить жизнь самоубийством или найти другой выход. Иногда человеку просто достаточно подсказать  путь, потому что он запутался, не знает куда идти. В моей практике был случай, когда ко мне на приём пришёл человек, который не знал, где найти достойную работу. Я ему просто подсказал, куда можно подойти и устроится. Бывает даже вот так – просто.

– Многие, наверняка, опасаются, что, попав в кабинет к врачу-психиатру, их могут поставить на учёт…

– К психологу, психиатру нужно обращаться, или просто к хорошему человеку. Если говорить о вопросах жизни и смерти, то такой человек должен обладать широким кругозором, он должен быть хорошо подготовлен. Опасаться постановки на учёт не стоит, более того, когда такой вопрос периодически поднимается, что на учёт берём мало людей, я так и объясняю, что я стараюсь брать на учёт как можно меньше. Потому что учёт у психиатра – это потом серьёзная психологическая проблема у человека. И не только психологическая проблема, сколько социальная, и в некотором плане материальная. Учёт у психиатра означает серьёзные ограничения к доступу, к работам. У нас получается, что чем больше человек состоит на учёте, тем лучше.  Хотя меня и ругают, но я стараюсь это обходить. В своей практике я всегда говорю, что этого стоит избегать. В этом плане психиатра не стоит бояться.

– Спасибо, что нашли время для беседы.


Фото: РЖД
Фото dpsu.gov.ua