10 ноября 2024, воскресенье08:22

Запись

Искатели метеорита нашли останки солдат Красной Армии

13 мая 2014, 18:19

В лесах Федорского сельского Совета местные жители в конце апреля случайно наткнулись на костные останки. Эксперты провели раскопки: по предварительной версии эти останки могут принадлежать солдатам, которые в марте 1944 года воевали вблизи оккупированной немцами деревни Федоры.

Одним из первых узнал о найденных в лесу останках уроженец деревни Нечатово, житель Пинска и заместитель председателя Совета историко-патриотического клуба «Поиск» Виталий Емельянович Шелест. Местные жители, которые рыбачили неподалёку от леса и возвращались по лесной дороге домой, обнаружили непонятную находку. Высказали предположение, что здесь, возможно, упал метеорит. Встретившись с Шелестом, рассказали ему об этом.

Он 21 апреля передал эту информацию военному комиссару Столинского райвоенкомата Владимиру Николаевичу Семенюку: «Я позвонил. Так, как фактов у меня не было, то мы с ним договорились посмотреть место в пятницу, 25 апреля. Приехали. Обнаружили патроны и гранаты. Военком тут же начал звонить в различные инстанции, в том числе, командованию сапёрно-пиротехнической группы в Барановичи».

Группа из Барановичей обещала прибыть на следующий день. Вскоре на место приехали сотрудники Столинского РОВД вместе с экспертами. Шелест с Семенюком к тому времени нашли уже четвертое захоронение.  Начали оформлять находки. До прибытия сапёрно-пиротехнической группы из войсковой части 7404 из Барановичей установили тут круглосуточное дежурство. Один милиционер дежурил ночью.

26 апреля прибыла сапёрно-пиротехническая группа. Места захоронения проверили металлоискателями и другими приборами, которые «реагируют» на боеприпасы.

Две одиночные «могилы» нашли вблизи дороги, пересекающей лес. В них – присыпанные 10-ти сантиметровым слоем из земли и листьев останки и боеприпасы. В первой «могиле» лежали кости, принадлежащие одному человеку, патроны, пуговицы, одна ложка, один зажим к гранате.

Второе захоронение – в 1,5 метрах от первого. В нем также лежали костные останки, принадлежащие одному бойцу, 2 ручные гранаты, патроны. Виталий Шелест рассказывает, что сапог с ногой погибшего был задернут носком вверх и, наверное, мог быть виден тем, кто бывал в этом месте в лесу на протяжении последних 50-ти лет.  

Из этих двух захоронений сотрудники Следственного комитета и эксперты-криминалисты изъяли останки. Экспертиза даст ответ на многие вопросы. По предварительной версии, обнаруженным костным останкам более 50 лет, и, учитывая вид боеприпасов, они, видимо, принадлежат солдатам Красной Армии.

Как рассказал Шелест, в марте 1944 года в этом районе шли ожесточенные бои между немецкой армией и советскими солдатами. Деревня Федоры, а также близлежащие населённые пункты были оккупированы немцами. Небольшая группа солдат Красной Армии под руководством лейтенанта Лимарова заняла возвышенность вблизи леса, рядом с Федорами. Отрезанные немцами от своего батальона (подкрепление не успело к ним подойти) Лимаров вместе с солдатами оказались под обстрелом немецких орудий. Со стороны Федор пошли немецкие танки.  Немцы обстреливали группы Лимарова из пулеметов и минометов, в итоге полностью их уничтожили. В том бою погибла не только группа лейтенанта, но и многие солдаты 212-й Кричевской стрелковой дивизии.  Видимо, именно останки солдат этой дивизии нашли местные жители 21 апреля 2014 года. Лимарова нет в списках на братской могиле в деревне Федоры, но его фамилия известна в списках боевых потерь этой дивизии.

Третья «могила» – примерно в 300 метрах на запад от первых двух. В трех сантиметрах от поверхности земли здесь нашли ручную гранату, мундштук, пуговицы, ложку и примерно 50 патронов, которые, по всей вероятности, лежали в кобуре, так как приняли её форму, но она сгнила от времени. А под всем этим, на глубине 30-40 см, останки двух бойцов, лежащих валетом. У одного раздроблены кости выше и ниже колена. Возможно, он подорвался на мине. Такие травмы обычно взрывные, считают эксперты. Как оказалось, под ними, судя по наличию среди костей третьего по счёту тазобедренного сустава, находятся останки ещё одного солдата. Доставать их пока не стали – слишком глубоко, поэтому сделать это правильно может только поисковый батальон.

В четвёртом месте, метров в 200 западнее третьего, лежали останки еще одного бойца.  Вперемешку с ними – патроны, куски подошвы, фрагмент ремня и пряжки, сапёрная лопата с вмятиной от удара. «Видно, по чём-то металлическому бил. А, может, по немцу в опасной схватке, вот и получился такой след, – рассуждает Шелест. – Просто так своей лопаткой никакой боец удар наносить где попало не будет, чтобы только попробовать. Глубина вмятины – где-то около сантиметра, а сталь очень крепкая, это означает, что удар был сильный». У солдата нет стопы и части кости от стопы, – видимо, её оторвало.

Рядом с захоронениями – множество мелких осколков. Шелест не отрицает, что ещё многих солдат похоронил этот лес и их предстоит найти: «Тихий спокойный лес, а сколько их, погибших бойцов, здесь, возможно, ещё лежит!»

Во второй половине мая сюда должен приехать проводить раскопки 52-ой отдельный поисковый батальон в/ч 28443.

Ведущий методист по охране историко-культурного наследия Столинского районного методического центра Александр Марушко рассказал, что в комиссию по увековечиванию памяти жертв и воинов подготовлена информация о найденных останках. Возможно, имена тех, чьи останки найдены, уже увековечены, но они не захоронены, как надлежит. После полной экспертизы полученные данные отправят в сельисполком для захоронения этих останков.  Марушко не берется сейчас сказать, удастся ли восстановить имя каждого солдата, чьи останки были найдены в лесах Федорского сельского Совета.


Снимок носит иллюстративный характер / Фото: msavto.by