Они обвиняются по:
- ч.1 ст.357 (заговор или иные действия, совершенные с целью захвата или удержания государственной власти неконституционным путем),
- ч.3 ст.361 (публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, совершенные с использованием СМИ или интернета);
- ч.1 ст.361-1 (создание экстремистского формирования либо руководство таким формированием или входящим в него структурным подразделением).
Верховный суд должен определить подсудность дела.
Как говорится в сообщении Генпрокуратуры, обвиняемые вместе с иными лицами на позднее 16 июля вступили в «тайный сговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем». По версии обвинения, они использовали «успешно апробированную в ряде стран методику смены власти незаконным путем». По мнению прокуратуры, такая методика предполагает «аккумулирование представителей протестного движения для формирования неорганизованной массы людей как инструмента достижения целей и способа формирования протестного настроения участников». Она была адаптирована к беларусскому обществу и современному развитию ИКТ.
Прокуратура пишет, что в заговоре были распределены роли. План якобы состоял в том, чтобы провозгласить себя представителями подавляющего большинства граждан страны, озвучить заявления о победе на выборах Светланы Тихановской, утрате народом Беларуси доверия к властями. Также обвиняемым вменяются призывы к забастовка на госпредприятиях с выдвижением политических требований.
«Неоднократно прямо и в завуалированной форме призывали к признанию выборов недействительными, а действующего главу государства – нелегитимным», — говорится в сообщении прокуратуры.
18 августа было заявлено о создании Координационного совета. «Скрывая свой мотив, в качестве официальной цели создания «координационного совета» они заявили организацию процесса преодоления политического кризиса, обеспечение согласия в обществе, а также защиту суверенитета и независимости Беларуси», — отмечает прокуратура.
По версии обвинения истинной целью совета была координация протестной активности, организаций и проведение действий, направленных на захват госвласти, смену политического руководства, разжигание вражды, публичные призывы к воспрепятствованию законного функционирования органов государственной власти и управления. Именно эти направления обвинение считает признаком экстремистской деятельности.
Генпрокуратура считает, что обвинения обоснованы, обстоятельства преступлений исследованы полно, всесторонне и объективно, а доказательной базы достаточно.
Максим Знак и Мария Колесникова останутся под стражей.