Об этом он сообщил сегодня в своем Telegram-канале и подтвердил Reform.by, что находится в Украине.
«Иронично получилось. Утром 3 июня выходит выпуск проекта «Редакция», который завершается моими словами о том, что я не чувствую прямой угрозы и поэтому не уезжаю из Беларуси, а уже вечером я в спешке собираю вещи и выбираюсь из страны», — написал он.
Журналист поделился причинами своего отъезда. Он напомнил, речь о нем шла в эфире с Романом Протасевичем на ОНТ. Тот сказал, что Шрайбман помогал советами в чате Love Hata. Сам Артем подтверждает свое присутствие в чате, однако говорит, что его участие в нем преувеличено.
«Могу только догадываться, почему и по своей ли воле, но Рома преувеличил мое участие в процессе. Я действительно до конца осени 2020 года был в этом чате, который начинался как простая онлайн-сходка блогеров, но по мере нарастания протестов, эта тема становилась ключевой в обсуждениях. Мой интерес был в том, чтобы наблюдать вживую, как общаются те, кого к августу стали называть координаторами белорусской революции. Далеко не все в чате подходили под это описание, да и само обсуждение деталей будущих акций *для безопасности* происходило на созвонах «координаторов». Я из тех же самых соображений безопасности ни в одном из таких созвонов так и не поучаствовал», — написал он.
Шрайбман отмечает, что дело не только в безопасности, но и в желании соответствовать позиции, согласно которой аналитик не должен становиться участником процессов, которые анализирует.
Он пишет, что силовики знали о существовании чата, как минимум, с середины осени прошлого года, в связи с чем Шрайбман уже фигурировал на ОНТ в декабре, однако тогда он не уехал, поскольку, по его словам понимал, что предъявить ему нечего.
«С моей стороны не было никакого консультирования за пределами какого-то базового описания моего видения ситуации в стране, то есть того, что я и так говорю в интервью и пишу в статьях», — пишет он.
«Не знаю, грозил ли мне арест. Интервью Романа пустили в эфир, не задержав меня накануне, хотя я не прятался. Может, и сейчас все бы закончилось, как полгода назад, то есть ничем. Но спокойно жить и работать в стране при таких вводных дальше было бы сложно. Поэтому пришлось пойти на очень некомфортное решение – уехать. Обе альтернативы – СИЗО и ежедневное ожидание СИЗО – были еще хуже, как для меня, так и для близких», — говорит Артем.
Журналист намерен продолжать работу и стараться сохранять свой обычный подход к аналитике.
«И до скорого на родине. Все проходит», — написал он, уверив, что обиды на Романа Протасевича у него нет.
Артем Шрайбман окончил факультет международных отношений БГУ. Он является приглашенным экспертом Московского Центра Карнеги, основателем аналитического агентства Sense Analytics. Его комментарии по поводу политических событий в Беларуси часто публикуются в различных белорусских и зарубежных СМИ.