Колбаса! Как много в этом слове! Как много в этом продукте питания! По ней можно определить не только гастрономические вкусы, но и статус, достаток гражданина. Колбаса никого не оставляет равнодушным, о ней всегда любят поговорить, причём, как употребляющие её, так и принципиальные «отказники».
В СССР 30-х годов колбаса являлась идеальным продуктом питания пролетариата, своеобразным фаст-фудом. Хозяйкам не надо стаять у плиты и тратить время на приготовление еды. Питались чаще в столовых, которые были при каждом предприятии, а дома можно и колбаску по-быстрому поджарить или отварить. Запуск в декабре 1933 года Московского мясокомбината (ныне Микояновский) дал быстрый старт развитию пищевой отрасли во всех крупных регионах страны.
Колбасные изделия пропагандировали через плакаты, публикации и даже делали театральные постановки. Впервые такое действие произошло в Москве за три года до создания Пинского мясокомбината. Нарком (министр) пищевой промышленности СССР Анастас Микоян, говоря современным языком, был одержим своей работой, удивлял Сталина планами модернизации и развития отрасли. Поэтому не удивительно, что, с приходом на Полесье, советская власть сразу же пошла на создание в Пинске мясокомбината. Это одно из стратегических направлений, соответствовавшее плану действий на новых территориях.
Говорить о полномасштабном запуске Пинского мясокомбината в то время нельзя. Условия были крайне неблагоприятными, а вторжение нацистов в СССР и вовсе затормозило процесс на три года. В послевоенные годы пришлось начинать с нуля.
В 1939-1941годах из-за плохих условий труда отсутствовало техническое оснащение, количество и виды выпускаемой продукции были скудными, а качество оставляло желать лучшего. Такое положение дел в те годы характерно для всех предприятий Западной Беларуси. Новая власть попросту не успела развернуться, возложила на себя непосильную ношу.
Полешуки – люди со странными вкусами, консерваторы. Даже красную икру не признавали, сбрасывали её с бутербродов, которыми торговали в городских лавках. А тут «пальцем пханую» новая власть задумала выпускать в промышленных масштабах, новые рецепты… опасно. Раньше всё понятно: убить свинью и накрутить колбаски в колечки. Высушить. Спрятать… Теперь этот «драгоценный» продукт стал доступен ежедневно.
Пускай мало, но полешуки ели «свойскую». Как вспоминал писатель Фёдор Одрач (1912-1964), родом он из Мисятич (Пинский район), когда осенью 1939 года в село пришли большевистские агитаторы, то очень просили угостить «пальцем пханой». Оно и понятно, к сожалению, тогдашний мясокомбинат не мог удовлетворить потребности граждан, да ещё таким высоким качеством.
В годы нацистской оккупации 1941-1944 года колбаса на Полесье не перевелась. Кто мог, тот держал парочку другую поросят. Забавный случай в 1943 году произошёл в селе Пинковичи. Ночью одна семья тайком заколола кабанчика, разобрали тушу как следует, естественно, накрутили «пальцем пханой». Колбасу решили спрятать на дубе. Прошло не так много времени, стаяла жаркая погода, и каким-то образом немец, стоявший недалёко от того дуба, учуял пленяющий запах. Фриц вскарабкался вверх, «хаванку» раскрыл частично. Большая часть была схоронена под улей. Говорят, что немец заточил «пальцем-пханую» сидя на дубе. Вот она, сила колбасы.
14 июля 1944 года столицу Полесья освободили от нацистских захватчиков, а уже 22 июля возобновил работу Пинский мясокомбинат. Первый убойный цех расположился на Брестской, колбасный цех на Свердлова. В послевоенные годы было не легче, чем в 1939-м. Производство росло по мере восстановления страны от урона, нанесённого за годы ожесточённой и кровопролитной войны.
Качественно новый уровень развития начинается с середины 1960-х годов. Укрепляет свои позиции и специализированное учебное заведение – техникум мясной и молочной промышленности. Возведены новые корпуса техникума. Построен учебный корпус, два общежития на 276 мест и один жилой дом на 32 квартиры, столовая, котельная и водонапорная башня. На предприятие приходят молодые, профессиональные кадры, чего не было ранее.
В 1980-е очередная модернизация Пинского мясокомбината. Расширение территории, создание новых цехов обусловлены ростом спроса среди населения. Новые технологии приходят и в техникум мясной и молочной промышленности.
«Полесская правда» 31 августа 1985 года сообщала:
«Учащиеся техникума мясной и молочной промышленности начнут нынче проходить учебную программу в новом лабораторном корпусе. В 24-х кабинетах установлено новейшее оборудование отечественного и чехословацкого производства. В эти дни идёт проверка и подготовка его к началу занятий».
Техникум не мог отставать в модернизации от мясокомбината, где многие учащиеся реализовывали свои навыки. Корректировки внёс 1991 год. Мясные изделия к этому времени во всём СССР далеко не соответствовали ГОСТам, введённым в середине 1930-х годов Микояном. Граждане СССР всерьёз подозревали, что руководство страны, ради экономии, приказало мясокомбинатам использовать в производстве туалетную бумагу. Депрессия 1991-1993 годов коснулась каждой белорусской семьи. Отсутствие колбасы – плохой знак для правительства, а это ещё одно доказательство силы данного продукта.
Пинский мясокомбинат пережил тяжёлые времена. Обновления начались с конца 1990-х годов и продолжаются по сегодняшний день. На предприятии работают в основном молодые и опытные сотрудники в возрасте от 18 до 40 лет, выросло количество специалистов с высшим образованием.
Отзывы о Пинском мясокомбинате можно услышать разные, но это бренд, благодаря которому Пинск узнают далеко за пределами страны. Это целая колбасная история, продолжение которой обязательно будет на Медиа-Полесье.